Корпоративное издание с обзором отраслевых новостей:
CMT-journal #37
В этом номере:

– Порше создает самый быстрый электромобиль
– Новый аккумулятор для электрокаров не боится морозов
– Toyota запустит линейку электромобилей c запасом хода в 1 тыс. км в 2026 году
Беспилотные грузовики начинают перевозки между
Москвой и Петербургом

Первые беспилотные грузовики «Камаз» начнут перевозить грузы по трассе М-11 Москва — Петербург 14 июня, сообщает пресс-служба Минтранса РФ. Отечественные перевозчики впервые начнут возить грузы с использованием беспилотных грузовиков, взаимодействуя с сервисами «умной дороги».
С 14 июня в рамках инициативы «Беспилотные логистические коридоры» начнутся коммерческие перевозки грузов на беспилотных грузовиках «Камаз» из Санкт-Петербурга в Москву. Проект реализуется с участием крупнейших перевозчиков, включая ПЭК, Globaltruck и «Газпромнефть-снабжение». Отработка беспилотной доставки грузов проводится в экспериментальном правовом режиме на трассе М-11 «Нева».

Проект «Беспилотные логистические коридоры» курирует первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов, а за его реализацию ответственен Минтранс РФ. Отечественные перевозчики впервые в мире начнут осуществлять грузоперевозки с использованием беспилотных грузовиков, взаимодействуя с сервисами «умной дороги». Участниками проекта станут такие компании, как «Камаз», «Старлайн», «Глобалтрак лоджистик», «Магнит», а также оператор дороги «Автодор».

К эксплуатации на М-11 допускаются только беспилотники, которые прошли оценку соответствия требованиям безопасности, проводимую испытательной лабораторией ФГУП «НАМИ». Кроме того, МВД РФ должен отнести автомобиль к беспилотным. Компания «Камаз» пока является единственной, успешно прошедшей все необходимые процедуры и получившей соответствующую аккредитацию.

Представители Минтранса акцентируют внимание на безопасности всех участников дорожного движения, несмотря на значимость внедрения передовых технологий. Они подчеркивают, что эксплуатация беспилотников, не соответствующих требованиям российских законов, в том числе в рамках особых правовых режимов, недопустима.

Ожидается, что в ближайшее время беспилотные грузовики «Сберавтотех» также начнут перевозки на трассе М-11. Компания уже прошла процесс сертификации в испытательной лаборатории НАМИ.

Источник
«Соллерс» начнет выпуск электромобилей

Компания «Соллерс Алабуга» планирует приступить к выпуску электрических версий моделей «Арго» и «Атлант» в начале 2024 года. Об этом в интервью агентству «Татар-информ» сообщил председатель совета директоров холдинга Адиль Ширинов.
«Мы обязательно запустим производство электрических версий “Атланта” и “Арго”. Рассчитываем начать тестировать рынок в конце этого года и запустить серийное производство в начале следующего года», – сообщил он.

По словам Адиля Ширинова, крупнейшие городские агломерации – Москва, Санкт-Петербург, Казань – готовы к эксплуатации электротранспорта в сегменте LCV. «На горизонте шести-семи лет массовый переход на электродвижение в больших городах-миллионниках, на мой взгляд, станет основным трендом», – полагает он.

Отметим, что в июне заводу «Соллерс», расположенному в ОЭЗ «Алабуга», исполнилось 15 лет. С момента основания в 2008 году предприятие выпустило более 260 тысяч автомобилей разных брендов. Общая производственная мощность завода – 85 тысяч машин в год.

Источник
Toyota не оставила себе возможность обратно выкупить
российский завод

Японский автопроизводитель продаёт своё предприятие в Санкт-Петербурге структуре, подведомственной Минпромторгу РФ.
Авторынок РФ продолжает меняться на фоне кризиса. Ещё летом прошлого года в Министерстве промышленности и торговли выступили с предложением к иностранным производителям, не принявшим решение о бизнесе в стране: речь идёт о передаче их местных активов ФГУП «НАМИ» (Центральному научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту) за небольшую сумму с правом обратного выкупа в течение нескольких лет.

На этих условиях свои заводы в РФ НАМИ передали такие компании как Renault, Nissan, Mazda. Как сообщалось ранее, в Toyota же на подобную сделку не согласились. Предприятие японской компании, расположенное в Санкт-Петербурге (в Шушарах), отправили в простой весной, а осенью 2022 года компания объявила о его закрытии; позже площадка была законсервирована.

Сделка между Toyota и ФГУП «НАМИ» была заключена минувшей весной. Как теперь сообщает глава Минпромторга Денис Мантуров, которого цитируют «РИА Новости», компания Toyota продала местные активы, в том числе петербургский завод, подведомственной министерству структуре без опциона на обратный выкуп. Он также отметил, что на подобных условиях своё бизнес в РФ продаёт немецкой производитель Volkswagen.

Подробности сделки между Toyota и ФГУП «НАМИ» ранее не раскрывались. Известно, что покупателю перешли права собственности на здание завода, оборудование и землю. Сумму сделки стороны раскрывать не стали. Ранее сообщалось, что непосредственно НАМИ не будет налаживать здесь производство автомобилей, площадку планируется передать в управление российской компании, причём о том, какой именно, официальной информации по-прежнему нет.

В марте предполагалось, что претендентом на российский завод Toyota является «Алмаз-Антей», который занимается разработкой полностью электрического кроссовера E-Neva: в его основу ляжет модульная платформа разработки инженеров концерна. Напомним, прототип этой будущей новинки был представлен в июле прошлого года. Стоит отметить, старта серийного производства SUV придётся подождать до конца 2026 года.

Напомним, другой петербургский завод, ранее принадлежавший Nissan, сейчас передан в управление компании «АВТОВАЗ». Известно, что здесь наладят производство китайских автомобилей с шильдиками в виде ладьи. Первенцем станет кроссовер Lada X-Cross 5, который представляет собой результат бэдж-инжиниринга FAW Bestune T77. Недавно президент АВТОВАЗа Максим Соколов назвал дату старта выпуска «новинки» – конвейер должны запустить уже завтра, 14 июня.
Денис Мантуров ещё напомнил о том, что иностранные автопроизводители, которые покинули РФ со сделкой, которая включала в себя опцион обратного выкупа местных активов, при желании смогут вернуться в страну. При этом, по его словам, условия такого возвращения будут обсуждаться в индивидуальном порядке.

Источник
Шоу-рум в стиле киберпанк: Tesla пытается по-новому завлечь покупателей в автосалоны

В 2019 году компания Tesla попыталась полностью отказаться от шоу-румов в пользу онлайн-продаж, но из этого ничего не вышло — покупатели хотят видеть машины живьём, трогать их, совершать пробные поездки и получать удовольствие от самого процесса выбора подходящей модели. Более того, на фоне обострения конкуренции в Китае Tesla придумала новый формат шоу-румов под названием Tesla Giga Laboratory. Пилотная «лаборатория» открылась в минувшие выходные в китайском городе Чэнду, её главный аттракцион — демонстрация «потрошков» и процесса сборки электромобилей Tesla.
Заявление об отказе от шоу-румов в пользу онлайн-продаж Tesla сделала в феврале 2019 года на фоне хронических убытков, таким образом компания пыталась сократить затраты на дистрибуцию своих машин. Клиенты встретили инновацию в штыки и уже в марте того же года Tesla скорректировала своё заявление и пообещала сократить сеть шоу-румов на 50%, а не ликвидировать её полностью. На самом деле, как сообщает американский журнал Electrek, за прошедшие четыре года сеть торговых точек Tesla выросла более чем в два раза до примерно тысячи единиц, то есть стратегия 2019 года не просто не была реализована, а изменена на противоположную, автосалонов стало не меньше, а больше. Впрочем, сегодня компания Tesla вполне может себе это позволить и экспериментирует с форматом шоу-румов.

Первый шоу-рум Tesla Giga Laboratory открыт в Китае, где сейчас дела у Tesla идут не очень гладко из-за усиления конкуренции со стороны местных, китайских брендов. За первые четыре месяца этого года Tesla, по данным CAAM (Китайская ассоциация автопроизводителей), реализовала в Китае 177 385 электромобилей, что 3,4% меньше, чем в январе-апреле 2022-го. Для сравнения скажем, что нынешний лидер китайского авторынка — компания BYD — реализовала за тот же период 667 899 машин (+70,3%), вдобавок многие европейские и американские бренды теперь тоже предлагают в Китае вполне конкурентоспособные электромобили.

Побудить китайцев покупать именно электромобили Tesla должен новый подход в оформлению шоу-румов. Tesla Giga Laboratory в Чэнду стилизован под сборочный цех: здесь холодная серо-белая палитра оформления и жёсткий конструктивизм, но при этом, разумеется, есть удобная мебель и полки с фирменным мерчем.

На атмосферу цеха работают главным образом несколько инсталляций, показывающих этапы процесса сборки электромобилей Tesla и устройство ключевых узлов. Вряд ли рядовой китайский потребитель испытает благоговение и трепет при виде инвертора или сварочного робота, готовящегося «ужалить» неокрашенный кузов Tesla Model 3, но в целом шоу-рум в стиле киберпанк производит впечатление — кажется, что ты оказался в одном из эпизодов научно-фантастического фильма.

Добавим, что демонстрация производства с целью привлечения клиентов — приём довольно старый и применяется он не только в автобизнесе. Концерн Volkswagen, например, в 2002 году запустил в Дрездене целую Стеклянную мануфактуру (сейчас здесь собирают электрические хэтчбеки Volkswagen ID.3), её посетители могут буквально видеть весь процесс производства электромобилей, а не отдельные застывшие сцены, как в Tesla Giga Laboratory. Также у концерна Volkswagen при головном заводе в Вольфсбурге есть целый фирменный парк развлечений под названием Autostadt — эдакий аналог ВДНХ, с павильонами различных марок, ресторанами, парковыми зонами, аттракционами и огромными многоэтажными колбами, заставленными машинами. Короче говоря, компании Tesla в плане развлечения клиентов ещё есть куда расти.

Источник

Toyota запустит линейку электромобилей c запасом хода
в 1 тыс. км в 2026 году

Японская Toyota Motor планирует запустить линейку полностью электрических автомобилей (BEV) нового поколения в 2026 году, говорится в пресс-релизе компании
В 2030 году компания рассчитывает продать 3,5 млн электромобилей, пишет Nikkei. При этом на открытое в мае предприятие BEV Factory, специализирующееся на BEV, будет приходиться 1,7 млн автомобилей.
Как отмечается, благодаря аккумуляторам нового поколения и другим технологиям запас хода машин достигнет 1 тыс. км.

К 2030 году Toyota выделит 8 трлн иен ($70,4 млрд) на научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы и капитальные вложения в электромобили, гибриды и машины на топливных элементах, в том числе половину на электрические автомобили (30 моделей).

Акции автопроизводителя подорожали на 5,1% по итогам торгов во вторник. За последние три месяца капитализация компании увеличилась на 20,2%, до 28,41 трлн иен.

Источник

Литий ставит предел переходу на электромобили

Ежегодное увеличение парка автомобилей по всему миру и рост загрязнения окружающей природной среды, напрямую связанный с эксплуатацией транспортных средств, требует от человечества принятия кардинальных мер по сокращению вредных выбросов в атмосферу. Одной из приемлемых мер решения проблемы в сложившейся ситуации многим видится увеличение выпуска электромобилей, с поэтапным строительством инфраструктуры для их обслуживания.

В нашей стране уже ведутся работы по переводу городского общественного транспорта на электрическую тягу. Особенно в этом направлении выделяется Москва, на дорогах которой курсируют электробусы. Но есть одно серьезное «но».

Объемы производимых транспортных средств на электрической тяге напрямую зависят от объемов производства зарядных батарей. Основной необходимый компонент при производстве аккумуляторов — литий, за который в последнее время в мире разгорается борьба ведущих автопроизводителей. Массовое производство электромобилей сдерживается недостаточностью доступного производителям количества лития. По этой причине стоимость этого металла увеличивается ежегодно.

Литий также используется при производстве аккумуляторов для современной офисной техники и иной электроники (ноутбуков, фотоаппаратов, смартфонов), керамики и стекла.

Основные разведанные залежи этого металла находятся на пересечении границ трех государств: Аргентины, Боливии и Чили. По оценкам специалистов, на этой территории сконцентрировано порядка 70% лития, добываемого в мире. Среди перечисленных стран заметно выделяется Боливия.

Кроме того, месторождения находятся на территории Австралии, Афганистана, Бразилии, КНР, Конго, Заира, Зимбабве, России, Сербии и США.

За 2020 год общий объем добычи лития составил более 100 тыс. тонн (в том числе: 55 тыс. тонн — Австралия; 26 тыс. тонн — Чили; 14 тыс. тонн — Китай; 6,2 тыс. тонн — Аргентина; 600 тонн — Боливия).

Запасы в России пока оцениваются в 1 млн тонн. Но не исключено, что данные по нашей стране при проведении изыскательских работ будут пересмотрены в сторону значительного увеличения. Ведь из-за незначительной востребованности в предыдущие годы отечественная геология целенаправленно месторождения лития не искала.

Залежи на территории России находятся в Дагестане, Якутии, Восточной Сибири и Мурманской области. Добыча металла в промышленном масштабе не осуществляется, ведутся только геологоразведочные работы. На данном этапе наша страна импортирует литий, так как в промышленном объеме он не востребован.
Однако есть страны, которые смотрят не на сегодняшние потребности, а в завтрашний, а то и послезавтрашний день.

Основным перспективным континентом по разработке литиевых месторождений является Африка. Но она в данном направлении предпочитает сотрудничать с Китаем. В тот период, когда страны «золотого миллиарда» навязывали и продвигали свои ценности, разрушая целые суверенные государства, Китай по всему миру скупал месторождения редкоземельных металлов. Компании Поднебесной уже добывают литий в Австралии, Аргентине, Ирландии и Чили. Но хватит ли его на все растущие нужды?
За 2020 год мировая промышленность использовала 160 тыс. тонн лития, и его востребованность ежегодно увеличивается.

Основные покупатели лития — это автомобильные гиганты, которые специализируются на производстве электромобилей. Производство одного такого автомобиля в зависимости от модели требует от 8-12 и более — вплоть до нескольких десятков — килограммов лития. В настоящее время количество электромобилей в мире составляет 2% от общего парка транспортных средств. Но при полном переходе промышленности на выпуск электромобилей добываемый в мире металл обеспечит работы по выпуску автомобилей только одного условного автогиганта.

По этой причине провозглашенный странами «золотого миллиарда» лозунг энергоперехода в автопромышленности реализовать не представляется возможным. Выпуск электромобилей привязан к наличию лития, который необходимо поставлять промышленности в достаточном количестве. И в ближайшей перспективе значимой замены углеводородному сырью не предвидится.

В то же время, России в данной ситуации открывается новое окно возможностей, которые просто нельзя упускать. Несмотря на естественные ограничения, задача обеспечить отдачу на капитал ряду инвесторов, сделавших ставку на перевод европейского автопарка на электротягу, уже не может быть снята с повестки дня, будучи подкреплена небывалого размаха идеологической кампанией. А отечественная промышленность имеет достаточно внушительный опыт по добыче и обогащению руд редкоземельных металлов, и самое время заняться поиском новых месторождений и разработкой имеющихся.

Источник
Новый аккумулятор для электрокаров не боится морозов

Китайский стартап Greater Bay Technology устранил ещё один недостаток электрокаров, разработав аккумуляторную батарею, которой нипочём низкие температуры. В основе новой ячейки Phoenix лежат сверхпроводящие материалы и термоуправление для быстрого нагрева от -20 °C до +25 °C всего за пять минут.
Снижение запаса хода в холодную погоду была извечной проблемой для электромобилей. Другие автопроизводители, в том числе Polestar и GM, решили эту проблему, добавив тепловые насосы, а немецкая компания ZF даже разработала прототип ремня безопасности с подогревом для снижения энергии, используемой для обогрева салона. Но в Greater Bay Technology решили бороться не со следствиями, а самой причиной, задействовав сверхпроводящие материалы.

Аккумулятор на базе новых ячеек Phoenix не только может заряжаться в течение шести минут в температурном диапазоне от -20 °C до +25 °C, но и обеспечивает дальность хода до 1000 километров.
Самое примечательное, что это не очередная разработка, которая, быть может, когда-то доберётся до коммерческого рынка, а вполне реальная технология. Так, предыдущие аккумуляторы компании уже используются в электрическом внедорожнике Aion V Plus, а новые появятся в электрокарах Aion (третий по величине производитель электрокаров в Китае) уже в следующем году.

Источник
Порше создает самый быстрый электромобиль

На днях компании имени Фердинанда Порше стукнуло 75 лет.
Отсчет ведется с появления первого автомобиля марки Porsche, который был официально зарегистрирован 8 июня 1948 года. Хотя сама фирма Porsche была основана еще в 1931 году. Тем не менее к 75-летнему юбилею подготовлен концепт-кар, который призван показать направление дальнейшего развития марки. Это электрический гиперкар Porsche Mission X.

Конструктивно Porsche Mission X разработан вполне в рамках жанра: у него углепластиковый монокок, колеса с креплением центральной гайкой (диаметром 20 дюймов спереди и 21 дюйм сзади), активная аэродинамика и подвеска с регулируемыми амортизаторами (отдельно меняется жесткость сжатия и отбоя).
Длина купе — 4,5 метра, ширина — около двух метров, высота — менее 1,2 метра, а колесная база — 2,73 м. Тяговая батарея расположена за сиденьями, то есть максимально близко к центру машины. В салоне — два дисплея, штурвал вместо руля и углепластиковые ложементы с шеститочечными ремнями безопасности. А перед пассажиром установлен крепеж для съемного штурманского прибора, который сочетает механический хронометр с дисплеем.

Mission X будет иметь удельную мощность 1 л.с./кг и 900-вольтовую электросистему с быстрым зарядным устройством (вдвое мощнее, чем у седана Taycan Turbo S).. Ну и самая главная заявка: в случае серийного производства Mission X должен стать самым быстрым автомобилем на Нюрбургринге. Сейчас это звание принадлежит гибридному гиперкару Mercedes-AMG One.

Источник
change mobility together
JOURNAL
Выпуск подготовили:
Милены Клявиной
При поддержке
Алексей Бедняков
Дизайн и верстка
Андрей Таршин
Главный редактор
Виталий Бобров
Выпускающий редактор
Дмитрий Ведерников
Выпускающий редактор
Не является средством массовой информации